Новости проекта
Поздравляем с началом учебного года!
Голосование
Как Вам новый сайт?
Всего 4 человека

«Мотивационная готовность»

Дата: 11 июня в 09:56, Обновлено 11 июня в 09:56

Консультация для педагогов:

 «Мотивационная готовность»

                                                                  

Цель: изучение особенностей формирования мотивационного готовности детей к школе.

«Быть готовым к школе –

не значит уметь читать,

                                                                             писать и считать.

                                                                                       Быть готовым к школе –

                                                                                   значит быть готовым

                                                                                       всему этому научиться».

Венгер Л.А

   Готовность к школе – сложное интегральное понятие, определяемое «как готовность к усвоению определённой части культуры, входящей в содержание образования в виде учебной деятельности, что предполагает достаточный уровень развития ребёнка» . Данное понятие составляют три взаимосвязанные части – физическая, психологическая и педагогическая (или специальная) готовность . Важная составляющая готовности к школе –мотивационная готовность, входящая в психологическую.

  В теоретических работах Л.И. Божович , основной упор делался на значение мотивационной сферы в формировании личности ребенка. С этих же позиций рассматривалась психологическая готовность к школе, то есть наиболее важным признавался мотивационный план. 

   Были выделены две группы мотивов учения:

  1) широкие социальные мотивы учения, или мотивы, связанные "с потребностями ребенка в общении с другими людьми, в их оценке и одобрении, с желаниями ученика занять определенное место в системе доступных ему общественных отношений";

   2) мотивы, связанные непосредственно с учебной деятельностью, или "познавательные интересы детей, потребность в интеллектуальной активности и в овладении новыми умениями, навыками и знаниями" (Л.И. Божович, ).

   Мотив - побудитель деятельности, складывающийся под влиянием условий жизни человека и определяющей направленность его активности.

Формирование готовности к общению

  Социально-психологическая готовность (или готовность в сфере общения) включает в себя формирование у детей качеств, благодаря которым они смогли бы наладить отношения в новом классном коллективе с учителем. Ребенок приходит в класс, в котором дети заняты общим делом, и ему необходимо обладать гибкими способами установления взаимоотношений с другими детьми.

    Таким образом, готовность детей к школе в сфере общения включает:

 •    Развитие потребности в общении с другими детьми и взрослыми.

 •    Умение подчиняться традициям и правилам группы, не ущемляя своих интересов.

 •    Развивающиеся способности справляться с ролью школьника в ситуации школьного обучения.

  Общение – многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, порожденный потребностью в совместной деятельности.

Важно, чтобы у ребенка были сформированы такие качества:

  • доброжелательность
  • уважение к товарищам
  • общительность
  • готовность проявить сочувствие

  Наличие этих черт способствует созданию эмоционально-положительного тона в общении.

  Мотивационная готовность включает в себя такое психологическое качество,
как самооценка Ребенок концу дошкольного возраста должен иметь адекватную самооценку, понимать свои удачи и промахи.

  Самооценка - оценка личности самого себя, своих возможностей, качеств и места среди других людей.

   Самооценка дошкольника формируется:

  • под воздействием похвалы взрослого, их оценок достижений ребенка;
  • под влиянием чувства самостоятельности и успехов, которые ребенок переживает в разных видах деятельности.

Формирование мотивов для обучения

Формирование мотивов, побуждающих к учению, — одна из линий подготовки детей к обучению в школе. Имеется в виду воспитание действительной и глубокой мотивации, которая должна стать побудительной причиной их стремления к приобретению знаний. Это отношение к обучению как к необходимому и важному делу, и интерес к учебным занятиям.

 Учебно-познавательные мотивы формируются в ходе осуществления самой учебной деятельности и специально организованных мероприятий.

 Не закончившееся формирование внутренней позиции школьника является одной из причин школьной дезадаптации на этапе младшего школьного возраста.

Мотивационная готовность к школьному обучению складывается из:

  • положительных представлений о школе;
  • желания учиться в школе, чтобы узнать много нового;
  • формированной позиции школьника.

Для формирования мотивационной готовности к школе необходимо:

  • поддерживать интерес ребенка ко всему новому, отвечать на его вопросы, давать новые сведения о знакомых предметах;
  • организовывать экскурсии в школы, знакомить с основными атрибутами школьной жизни;
  • практиковать приходы детей-школьников в детские сады;
  • пспользовать загадки на школьную тему;
  • подбирать развивающие игры типа «Собери себе портфель в школу», «Разложи по порядку», «Что лишнее?».

Для решения этих задач использую различные формы и методы работы:

- беседы о школе,
- чтение рассказов о школе,
- разучивание стихов школьной тематики,
- рассматривание картинок, отражающих школьную жизнь, и беседы по ним,
- рисование школы,
- сюжетно-ролевая игра «Школа»,
- знакомство с букварем,
- прогулка к зданию школы,
- экскурсии в школу,
- экскурсия в класс,
- экскурсия в школьную библиотеку,
- досуг совместно с первоклассниками. Показ первоклассниками театрализованного представления.

Комментарии:
Оставлять комментарии могут только авторизованные посетители.