Новости проекта
Поздравляем с началом учебного года!
Голосование
Как Вам новый сайт?
Всего 4 человека

«Формирование устной речи детей»

Дата: 25 марта в 12:53, Обновлено 31 марта в 09:52

 «Формирование устной речи детей»

   Устная речь, которой овладевают дошкольники, выступает в двух основных формах: диалоге и монологе. Ещё в ходе обучения разговорной речи создаются предпосылки для овладения развёрнутыми формами речи, именно в процессе диалога ребёнок учится произвольности высказывания, у него развивается умение следить за логикой своего высказывания.

  Монологическая речь является более сложным видом речевой деятельности по сравнению с диалогом. В процессе общения диалог и монолог часто переплетаются, монолог приобретает черты диалога, а диалог включает в себя монологические вставки -развёрнутые высказывания.

 В дошкольном возрасте ребёнок овладевает двумя основными видами монологической речи: пересказом и рассказом. Существуют разные классификации рассказов, которые используются в детском саду для развития монологической речи детей. В соответствии с основными типами тестов (описание и повествование) рассказы детей по форме могут быть описательными и сюжетными. Детские рассказы могут быть как на наглядной, так и на словесной основе. По содержанию детские рассказы делятся на фактические и творческие. Наиболее сложные повествования - творческие рассказы, придуманные детьми. Они предлагаются детям 5-6 лет.

 При обучении детей рассказыванию воспитатель обращает внимание на целенаправленность рассказа Нужно учить детей рассказывать, не отклоняясь от темы. Важное качество любого рассказа - его последовательность, поэтому так важно приучать детей рассказывать «по порядку». Необходимо обращать внимание на интонационную выразительность рассказа, заботиться о культуре поведения ребёнка во время рассказывания.

   Основными приёмами в обучении детей рассказыванию являются: образец рассказа воспитателя, план рассказа, составление рассказа по частям, коллективное составление рассказа, окончание детьми рассказа, начатого воспитателем. Широкое распространение получило использование материализованной схемы (модели) плана рассказа. Довольно остро стоит проблема мотивации речевой деятельности детей при обучении их пересказу, описанию предметов, игрушек, рассказыванию по картине. Мотивация деятельности детей может быть игровой н коммуникативной. Наилучший результат даёт их сочетание. В ход занятия включаются игровые персонажи (кукла, Петрушка, собачка), к которым дети обращаются, которым помогают: пересказывают сказку, так как Буратино опоздал и не слышал её; помогают Незнайке научиться рассказывать по картине. Описание предметов и игрушек включается в сюжет. Примером могут служить такие занятия, как «Фотовыставка», «Ателье», «Музей посуды» и др.

   Перспективное планирование занятий по развитию связной речи (следует учитывать возрастные особенности, а также уровень развития речи детей):

  - пересказ рассказа с использованием серии сюжетных картин;

  - пересказ рассказа с использованием опорных сигналов;

  - составление рассказа (с элементами творчества) по серии сюжетных картин;

  - составление рассказа (с элементами творчества) по одной сюжетной картине;

  - составление описательных рассказов (с использованием схем)

  - творческое рассказывание (виды):

  - добавление в рассказ предшествующих либо последующих событий;

  - составление рассказа, аналогичного данному, с изменением времени или результата действия;

  - составление рассказа с включением (исключением) объектов;

  - составление рассказа по комплекту игрушек;

Список использованных источников:

   1. Новодворцева, Н.В. Развитие речи детей /  Н.В. Новодворцева.  –      М.: Лайнер, 2005.

  2. Сохин, Ф.А. Развитие речи детей дошкольного возраста /Ф.А. Сохин.– М.: Просвещение, 2004.

    3. ttps://sch1400z.mskobr.ru/elektronnye_servisy/blog/levina_tat_yana_

    4. https://nsportal.ru

Комментарии:
Оставлять комментарии могут только авторизованные посетители.