Новости проекта
Поздравляем с началом учебного года!
Голосование
Как Вам новый сайт?
Всего 4 человека

Формирование социального здоровья дошкольников «Живем по правилам»

Дата: 11 июня в 10:10, Обновлено 21 июля в 14:49

Консультация для педагогов:

Формирование социального здоровья дошкольников «Живем по правилам»

                                                    

Цель: формирование положительной, устойчивой мотивации в потребности  сохранения социального здоровью дошкольников

План

  1. Социальное здоровье – что это такое;
  2. Факторы формирования психического и социального здоровья;
  3. Влияние педагога на социальное развитие ребенка;
  4. Средства для сохранения и развития социального здоровья детей.
     

   Что такое социальное здоровье?

   Социальное здоровье предполагает адекватное восприятие действительности, адаптацию к общественной среде, проявление интереса к окружающему миру.

   Под воздействием каких факторов формируется психическое и социальное здоровье ребёнка?

 Психическое здоровье малыша формируется под влиянием внутренних и внешних факторов. К внутренним факторам относятся темперамент, характер и самооценка ребенка. Эффективное созидание психологического комфорта и психическое оздоровление детей возможно только при учете этих индивидуальных особенностей.

   Внешние факторы, воздействующие на ребенка – это внутрисемейная среда и условия в детском саду. 
  Спокойная доброжелательная обстановка, созданная родителями и воспитателями, – залог нормального психосоциального развития дошкольников. Как правило, если в семье царит взаимоуважение и понимание, а в детском саду малыш чувствует себя уверенно и комфортно, его психосоциальное здоровье находится в полном порядке. При выполнении этих условий исключения встречаются крайне редко. 
  Через общение у детей закладывается характер, тип поведения в обществе и формируется личность. Именно поэтому социальная адаптация так важна для детей дошкольного возраста. Приходя в любой коллектив, людям необходимо время, чтобы привыкнуть и «раскрыть» себя, дети же учатся в коллективе жить, что непосредственно влияет на их развитие. В процессе социальной адаптации дети учатся жить по определенным правилам и учитывать нормы поведения. В процессе общения ребенок приобретает социальный опыт, который предоставляет ему его ближайшее окружение: родители, воспитатели сада и сверстники. Социальная компетентность достигается благодаря тому, что ребенок активно общается и обменивается информацией. Социально неадаптированные дети чаще всего отвергают опыты других людей и не входят в контакт со взрослыми и сверстниками. Это может привести к асоциальному поведению в будущем ввиду не усвоения культурных навыков и необходимых социальных качеств. 
   Любая деятельность имеет цель, а способность ребенка добиться цели придает ему уверенности в себе и дает осознание своей компетенции. Чувство значимости напрямую отражает оценку общества и влияет на его самооценку. Самооценка детей напрямую влияет на их социальное здоровье и поведение. 

Влияние педагога на социальное развитие ребёнка


   Для того чтобы личность ребенка развивалась гармонично, социальное развитие детей должно опираться на целостную педагогическую систему. К методам, которые влияют на формирование социального статуса ребенка, относят следующие виды деятельности:


   1. Игровая деятельность: в игре дети примеряют на себя различные социальные роли, которые дают им чувствовать себя полноправными членами общества. 
 2. Исследовательская деятельность: обогащает опыт ребенка, позволяя ему находить решения самостоятельно. 
   3. Предметная деятельность: дает возможность ребенку познавать окружающий мир и удовлетворяет его познавательные интересы. 
  4. Коммуникативная деятельность: помогает ребенку найти эмоциональный контакт со взрослым, получить его поддержку и оценку. 


    Таким образом, при создании условий для социального развития детей, необходимо не только передавать им социальный опыт в виде знаний и умений, но и способствовать раскрытию внутреннего потенциала. 
        

  Говоря о социальном здоровье дошкольников, назовем критерии:


1. Принятие социальных правил и норм. 
2. Приспособление к требованиям социума и одновременное сохранение своего лица. 
3. Знание своих прав и обязанностей. 
4. Признание интересов других людей. 
5. Проявление толерантности и эмпатии. 
6. Налаживание гармоничных взаимоотношений со сверстниками и взрослыми. 
7. Оптимистическое отношение к трудностям. 
8. Способность помогать и поддерживать других. 
9. Контроль и регулирование своего поведения. 
10. Достойное принятие выигрыша и проигрыша. 
11. Владение этикетом. 
12. Разделение зла и добра. 
13. Человечность и справедливость и т. д. 


   Если нет тяжелых нарушений в психическом развитии ребенка, необходимо проводить профилактическую работу по формированию социального здоровья, особенно с детьми, входящими в группу риска

   Какие дети относятся к группе риска
-дети, воспитывающиеся в семье с одним родителем, 
-дети из алкоголизированных, наркотизированных семей, 
-одаренные, 
-дети с проблемами в учебной деятельности, 
-дети из семей с низким или чрезмерно высоким материально-экономическим достатком, 
-дети, требующие различного рода формы реабилитации.

 
   Необходимо отметить, что в механизмах процесса воспитания социально здоровой личности не может быть единообразия. В каждом регионе, образовательном учреждении свои особенности и проблемы, в зависимости от сложившейся социально-педагогической инфраструктуры складывается своя система формирования социального здоровья у детей в сфере образования. 
Эффективным средством развития социального здоровья детей дошкольного возраста является игротерапия. Общение является важным элементом любой игры. Во время игры происходит социальное, эмоциональное и психическое становление ребенка. Игра дает детям возможность воспроизвести взрослый мир и участвовать в воображаемой социальной жизни. Дети учатся разрешать конфликты, выражать эмоции и адекватно взаимодействовать с окружающими. 
Самое главное, для поддержания психологического и социального здоровья это - атмосфера, дух детского сада, обстановка, развивающая среда с её материалами и личность воспитателя. 

   Какие качества должны быть у педагогов
Особые качества, которые требуются от педагогов:
• Умение видеть, наблюдать детей «изнутри», чувствовать их состояние, настроение;
• Умение понимать, т. е. разбираться в мотивах поведения, потребностях, быть «адвокатом» ребенка;
• Психологическая зрелость и уравновешенность;
• Умение выбирать средства общения; 
• Умение играть, сочинять, петь, танцевать, шутить. 

 Средства для сохранения и развития социального здоровья детей

Какие же средства можно использовать для сохранения и развития социального здоровья детей? 


         1. Воспитательное воздействие словом (беседы, разговоры-убеждения, разъяснения). Беседа с коллективом детей объединяет их общими интересами, заставляет ребенка интересоваться не только собственными мыслями, но и высказыванием товарища, приучает его говорить и выслушивать других. А это не всегда умеют делать и взрослые. В детских садах дети всегда любят превращать ковёр на полу в этакий круг, где удобнее и интереснее общаться. Круг – это место гармонизации. В круге проводится коррекция разговорами, играми. Коррекция подразумевает воспитывать, корректировать проблемы ребёнка: его страхи, тревоги, обиды, неумение дружить и устанавливать контакты. 


          2. Использование сказки. В увлекательной форме и доступными для понимания словами сказка показывает ребёнку окружающую жизнь, людей, их поступки и судьбы, показывает, к чему приводит тот или иной поступок героя, даст возможность за 15-20 минут примерить на себя и пережить чужую судьбу, чужие чувства, радости и горести. Эта уникальная возможность пережить, «проиграть» жизненные ситуации без ущерба для собственной жизни и судьбы ставит сказку в ряд с самыми эффективными способами воспитательно-образовательной работы с детьми


         3. Ролевые и подвижные игры. Сюжетно-ролевая игра – идеальное поле для приобретения социальных навыков. Такие игры помогают решить многие воспитательные задачи: дети учатся налаживать общение с людьми, понятно излагать просьбу, у них формируются навыки культурного поведения. Но самое главное – дети приобретают новый социальный опыт взаимодействия с другими людьми, который поможет им и в налаживании контактов со сверстниками, и в игровой деятельности. Кроме того, в процессе сюжетно-ролевой игры можно развивать память, координацию движений, работать со страхами, приобретать новые знания. Игра способствует социальному развитию, обогащает жизненным опытом, готовит почву для успешной деятельности ребенка в реальной жизни. 


         4. Детский театр в дошкольном учреждении – это не только естественная среда развития детей, но и эффективное средство психокоррекционного воздействия, успешное средство для работы с проблемными детьми. Необходимо стремиться к тому, чтобы любой недостаток превратить в достоинство, только не переделывать его, а возвышать, возводить в степень достоинства. Например, сверхзастенчивость – явный недостаток. Но ведь его можно поднять до уровня положительного качества – скромности. Драчун может играть в спектакле роль защитника слабых, а жадный – роль бережливого и щедрого персонажа. Примеряя на себя различные образы, ребёнок обретает цельность, неповторимость и индивидуальность. 

Дошкольный возраст – один из критических периодов в жизни ребенка. В это время активно формируется высшая нервная деятельность, происходит нарастание подвижности и силы нервных процессов, что способно привести к истощению малыша. Родители и воспитатели часто отмечают смену настроения крохи, повышенную раздражительность, быструю утомляемость и невнимательность. У дошкольников нередко проявляются признаки невротических реакций: они то и дело крутят волосы, грызут ногти, совершают беспорядочные движения – подпрыгивают и покачиваются, долгое время не засыпают. В этом возрасте происходит «глубинная» перестройка обмена веществ, из-за чего малыш чаще подвергается влиянию детских инфекций. Дошкольный период отличается повышенным риском формирования и проявления хронических заболеваний и всевозможных аллергических реакций, особенно у часто болеющих детей. Однако даже здоровый ребенок дошкольного возраста нуждается в заботе и тщательном уходе со стороны взрослых. Поддержание психического и социального здоровья – один из важных моментов в полноценном развитии детей дошкольного возраста.

     Список литературы:

     1. Лисицын, Ю.П. Слово о здоровье. / Ю.П. Лисицын. М.: Советская Россия, 1986. — 192 с

   2. Авдеева Н.Н. Безопасность: Учебное пособие по основам безопасности жизнедеятельности детей старшего дошкольного возраста / Н.Н. Авдеева, О.Л. Князева, Р.Б. Стеркина. – СПб.: Детство-пресс, 2005 – 144с.

   3. Колбанов, В.В. Формирование здоровья детей в образовательных учреждениях. / В.В. Колбанов / Валеология: Диагностика, средства и практика обеспечения здоровья. Владивосток: Дальнаука, 1996. - Вып. 3. - С.139-146.

         

                                                                

Комментарии:
Оставлять комментарии могут только авторизованные посетители.